Fandom

Світ військового пенсіонера - СВП

Росія: смертна кара сьогодні чи завтра?

265статей у
цій вікі
Add New Page
Обговорення0 Share

Народ требует душегубства. Почему в России могут снова вернуть высшую меру наказания

22.08.2012

Всё больше россиян выступает за возвращение смертной казни. Пока инициатива идёт снизу – наверху ей пытаются сопротивляться, но и там у смертной казни есть сторонники. Есть все основания полагать: действующий мораторий рано или поздно отменят.

Журналисты излания «Наша Версия» разбирались, может ли смертная казнь вернуться в российскую практику и кто из нынешних политиков этому поспособствует.

По данным фонда «Общественное мнение», за высшую меру сегодня высказываются 62% населения – вдвое больше, чем 10 лет назад. Основной довод – неотвратимость страшного наказания дисциплинировала бы общество. Сначала немного законодательных тонкостей – без них в проблеме не разобраться.

В 1997 году наша страна (Росія) подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, оговаривающий отказ от применения смертной казни в мирное время. Подписать-то мы его подписали, но так и не ратифицировали – единственные из государств – членов Совета Европы.

Приговаривать к высшей мере наказания наши суды до недавнего времени могли теоретически, но на практике приводить эти приговоры в исполнение всё равно было нельзя. По Венской конвенции государство, подписавшее протокол, обязуется не прибегать к высшей мере до его ратификации – вот и сидели немногочисленные приговорённые в особых тюрьмах вместе с теми, кто был осуждён на пожизненное. А три года назад Конституционный суд и вовсе постановил, что отныне смертные приговоры более выноситься не могут.

Юристы разъясняют возникшую коллизию таким образом: теперь вернуться к исполнению смертной казни можно в одном случае – если будет принято соответствующее политическое решение. Принять его могло бы первое лицо государства, вот только Владимир Путин остаётся убеждённым противником применения высшей меры. «Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства, – пояснил свою позицию президент России. – Это вредно и контрпродуктивно».

Сегодня смертную казнь в России теоретически можно назначить за преступления по нескольким статьям Уголовного кодекса – за геноцид, убийство и за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, судьи, следователя или иного сотрудника правоохранительных органов.

Если через пять лет выяснится, что человек невиновен, а он отбывает пожизненное заключение, то пять лет вычеркнуты из его жизни, но жизнь не уничтожена

Хотя и президент, и глава правительства категорически против применения смертной казни, их позицию поддерживают далеко не все в российском руководстве. К примеру, постоянный член Совета безопасности Российской Федерации Борис Грызлов убеждён, что пресловутый протокол № 6 наша страна не ратифицирует никогда – из-за того, что ратификация этого документа развяжет руки террористам.

Две думские фракции из четырёх – КПРФ и ЛДПР – постоянно выступают за введение смертной казни и инициируют многочисленные общественные слушания по данной проблеме. Первые настаивают на применении высшей меры в отношении коррупционеров, а также предлагают казнить за хищения государственной собственности в особо крупных размерах. Вторые призывают казнить террористов и их пособников, а также чиновников, из-за халатного попустительства которых происходят катастрофы, подобные гибели теплохода «Булгария» или аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. «Нас могут исключить из Совета Европы, – поясняет позицию своей партии Владимир Жириновский, – но безопасность наших граждан нам дороже. Общество, предлагающее казнить преступников, пытается таким образом сохранить и защитить себя, а вовсе не рассчитаться с преступником за причинённое им зло».

Нет единства по поводу смертной казни в партии власти. Примерно половина «единороссов» поддерживают её возвращение – в Совете Федерации наиболее последовательным её сторонником остаётся Александр Чекалин, а в Госдуме – Ирина Яровая. А первый замсекретаря президиума генерального совета партии Андрей Исаев, наоборот, выступает категорически против высшей меры. Свою позицию Исаев поясняет следующим образом: «Само наличие смертной казни влечёт за собой возможность трагических ошибок, когда казнят невинных людей. Если через пять лет выяснится, что человек невиновен, а он отбывает пожизненное заключение, то пять лет вычеркнуты из его жизни, но жизнь не уничтожена».

Безусловно, судебные ошибки бывают и у японцев с американцами. Тем не менее отказываться от практики применения смертной казни эти страны не собираются. Время от времени ПАСЕ выступает с призывами к Белоруссии, США и Японии отменить смертную казнь или хотя бы ввести мораторий на её исполнение, но вести речь об отмене высшей меры наказания в этих странах никто не собирается.

В СССР

В Советском Союзе смертную казнь отменяли трижды – в 1917, 1920 и 1947 годах. К третьей попытке Сталин подошёл с особой тщательностью. Высшее руководство страны пыталось уяснить, как скажется на статистике преступлений полная отмена «вышки». В архивах имеются документы, подтверждающие, что, если бы не война, приговаривать к высшей мере в СССР перестали бы ещё в 1942 году.

В мае 1947-го Сталин подписал указ президиума Верховного совета СССР «Об отмене смертной казни» – в мирное время высшая мера не должна была применяться вообще. Но три года спустя был издан новый указ – «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». В 1950–1953 годах к высшей мере в Советском Союзе приговорили 3892 человека.

После этого открытая статистика казнённых в СССР обрывается – новый руководитель государства Никита Хрущёв эту информацию строжайшим образом засекретил. До сих пор можно получить «расстрельную» статистику конца 50-х только по некоторым советским республикам. Например, известно, что на Украине в 1957 году казнили 1223 человека, а в Азербайджане – 779 человек.

В начале 60-х статистика резко пошла на убыль – в 1961–1962 годах в СССР приговорили к смерти 1890 и 2159 человек соответственно. А в 1965 -м – начало правления Леонида Брежнева – к расстрелу приговорили 379 человек. Примечательно и то, что при Брежневе вообще перестали казнить женщин – при Хрущёве их казнили наравне с мужчинами. Что же касается Хрущёва, к нему у историков остаётся немало вопросов.

Известно, что именно этот руководитель значительно расширил возможности применения казни – к «вышке» стали приговаривать не только изменников родины и диверсантов, но и растратчиков, скупщиков валюты, взяточников и даже детей. Смертную казнь могли назначить и за изнасилование. Мало того, при Хрущёве впервые закон стал иметь обратную силу: то есть приговорённых к одной мере наказания можно было судить ещё раз за то же самое преступление.

В архивах можно найти свидетельства того, что в первые годы правления Хрущёва по нескольким сотням уголовных дел, предусматривавшим наказание вплоть до высшей меры, проходили несовершеннолетние – какое им наказание в итоге назначили, история умалчивает. Есть лишь одно подтверждённое документально свидетельство казни 15-летнего Аркадия Нейланда в 1964 году.

Подросток зарубил топором молодую женщину и её 3-летнего ребёнка при попытке ограбить квартиру. В содеянном он сознался. Известно, что за Нейланда перед Хрущёвым хлопотал сам Брежнев, стараясь сохранить парню жизнь. Тем не менее несовершеннолетнего казнили. Говорят, что в Ленинграде долго искали исполнителя – никто из штатных палачей не хотел расстреливать подростка. В итоге исполнителя привезли из Азербайджана.

Что же до обратной силы закона, то впервые её применили в «деле валютчиков» Яна Рокотова, Дмитрия Яковлева и Владислава Файбишенко. Группа фарцовщиков меняла у иностранцев рубли на доллары, приторговывала золотом, но никаких других преступлений не совершала.

Рокотова с дружками, наменявших 1,5 млн долларов наличными, разоблачили, судили и назначили им наказание – восемь лет лишения свободы. Хрущёву приговор не понравился, и он попросил судей его «переиграть». «Переиграли»: дали уже не по 8, а по 15 лет. Но Хрущёв тем не менее вновь остался недоволен. И Рокотова с подельниками судили третий раз – за одни и те же преступления. Теперь их приговорили к высшей мере и расстреляли через три дня после суда, не позволив им ни обжаловать приговор, ни даже попросить о помиловании.

Последний смертный приговор в нашей стране привели в исполнение в 1996 году – казнённым стал серийный убийца и насильник Сергей Головкин. Однако, как показывают соцопросы да и наличие сторонников высшей меры во властных структурах, возвращение смертной казни в нашей стране — отнюдь не самый фантастический сценарий.

Автор: Георгий Филин, «Наша Версия» (№ 32)

Ad blocker interference detected!

Відвідайте інші вікіпроекти на Вікія!

Випадкова вікі