FANDOM

Конструкторы Т-64 заложили в него такой запас на модернизацию,
что танк еще не один десяток лет
будет образцом в мировом танкостроении

Танк Т-64, детище КБ им. Морозова, был принят на вооружение Советской армии в 1967-м году. За 20 лет производства Т-64 было выпущено более 16 тысяч таких машин. По некоторым данным, сейчас в Украине их насчитывается около 2800 единиц. По словам директора Государственного предприятия «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» Вадима Федосова, конструкторы танка заложили в него такие технические характеристики и такой запас на модернизацию, что Т-64 еще не один десяток лет будет образцом в мировом танкостроении.

Кстати, из 22 танкоремонтных предприятий Советской армии в Украине осталось 5. Один из них в Харькове. Наверное, название универсального танкоремонтного предприятия ему подходит больше всего, потому специализируется оно на капремонте, в частности, танков Т-64БВ (которые сегодня являются главной броней нашей армии), Т-72, Т-80, Т-80УД, двигателей 5ТДФ, 6ТД, газотурбинных двигателей различного типа.

Т-64 не стареет

Интересный факт: долгие годы «шестьдесятчетверка» была засекречена для мира. И это лишь подтверждает ее уникальность. А в группах советских войск на Западе «шестьдесятчетверке» была отведена роль танка прорыва на случай начала войны.

В журнале Armor за март-апрель 1990 года капитан James M. Warford в своей статье "Стратегический сюрприз" сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии танков Т-64:

"Сегодня мы можем только предположить, какой удар мог бы нанести Т-64 войскам НАТО. Как только танк стал известен на Западе, он вызвал крах программ развития противотанкового вооружения. Конечно, лидерство не могло продолжаться более нескольких лет, но тут Т-64 вновь изменил облик с оснащением реактивной бронёй. Экипажи танков НАТО имели бы дело с новым образцом секретного оружия, так как Т-64 стал сюрпризом, подобно танку Т-34 во Второй мировой войне. Танкистам НАТО пришлось бы вести против него бой на худших танках с мрачным результатом. Случай с Т-34 - это не только создание нового танка для Советской армии, но и создание принципиально нового танка. Второй раз это произошло с танком Т-64.

Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 60-70-х годов и мог задавать тон на поле боя. Благодаря появлению Т-64 возрос потенциал Советской армии. Этот танк влияет на него и сегодня…

Создание сейчас танка Т-80 не стало сюрпризом для противников Советской армии, а представляется созданием более совершенного танка. Мы должны учесть это неприятное обстоятельство заранее, прежде чем противная сторона поднимет свой потенциал. Если мы опять допустим неожиданность, как это сделала Германия в случае с Т-34, и как НАТО с Т-64, то советы опять получат преимущество, что недопустимо…"

Так отреагировал западный мир на результаты работы советских конструкторов бронетехники

О преимуществах Т-64 ниже будет еще говориться немало, заметим лишь, что, например, разработчикам достаточно популярного сейчас в мире Т-72, который выпущен Нижнетагильским заводом и принят на вооружение в 1973-м году, так и не удалось превзойти «шестьдесятчетверку». Беда последней сегодня в длительной неизвестности для мира. Вадим Федосов привел такой факт: за всю историю военных контрактов СССР официально было продано только шесть Т-64 для Марокко. Позже стало известно, что те машины оказались на одном из полигонов США ... Итак, становится понятным, почему «шестьдесятчетверку» доныне не пускают на международные рынки - ведь кому-то придется потерять свои стабильные прибыли. И позиция конкурентов тут совершенно очевидна. А как оценить тот факт, что в один период украинскими должностными лицами было принято решение пустить эту без преувеличения уникальную машину «под нож»? Такое дилетантское решение было ударом по лучшей школе танкостроения в мире. Хорошо, что удалось охладить стремление некоторых «специалистов». Танкоремонтники из Харькова предложили модернизацию «шестьдесятчетверки». И за относительно короткий срок выдали приличный модельный ряд модернизированных вариантов Т-64.

- На основной базе Т-64 можно монтировать до 15 функциональных модулей. Например, мы предлагаем тяжелую БМП весом от 24 до 35 тонн, с двигателем 700 л.с. По проходимости, особенно по сыпучим или болотистым почвам, ходовая «шестьдесятчетверки» едва ли не лучшая, - рассказывает главный инженер ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» Николай Степанов. - Другой вариант - использование универсального модуля в качестве машины боевого снабжения. По нашим расчетам, одна такая машина обеспечит необходимым провиантом действия усиленной роты в течение трех суток.

Недавно модельный ряд модернизированной бронетехники под авторством харьковских танкоремонтников пополнился еще одним образцом. Речь идет о Т-64Е с модернизированным двигателем 5ТДФ мощностью 850 л.с.

- Этот образец, это не продукт, это концепт. Это лишь один из возможных вариантов модернизации «шестьдесятчетверки». По соотношению цены и эффективности он один из лучших образцов современного танка. Мы работаем и над модернизацией Т-72, в частности по установлению модернизированного двигателя. Но я еще раз возвращаюсь к теме Т-64, так как убежден, что для заказчика целесообразнее получить модернизированную «шестьдесятчетверку». Судите сами: по боевым характеристикам эта машина превосходит Т-72 на 20-25 процентов. Если сравнить эти машины в ремонте, то по нормочасам Т-72 их требует на 40% больше. За годы независимости Украина успела продать более 1200 Т-72 и, образно говоря, помогла создать соседям завод. Ведь 85 процентов оригинальных запчастей к этому танку производят в РФ. Я не против кооперации с соседом. Обидно за то, что мы таким образом перекрываем движение на рынки танка собственного производства, не создаем новых рабочих мест. Одновременно на наших складах имеется большое количество запасных частей именно к Т-64, - рассказывает Вадим Федосов. - Относительно нашей новинки, то башня Т-64Е изменила форму, она стала более плоской. Но главное в другом. Во-первых, поскольку наиболее уязвимое место танка, как правило, башня, то мы усилили ее броню. А еще он стал универсальным: теперь здесь можно установить фактически любые виды вооружения в зависимости от района применения танка. В данном варианте мы, например, заменили пулемет зенитной пушкой, огневая мощь которой в 12 раз выше. Она способна поражать легкобронированные цели на расстоянии до 1 км. Для городского боя этот вариант Т-64Е наиболее оптимальный. Мы унифицировали управления движением и ведения огня. То есть при необходимости, например, когда танк в засаде, вести огонь из всех средств поражения теперь могут все члены экипажа.

Кроме того, по словам разработчиков танковой новинки, в боевом отделении разместили десятикиловаттный электроагрегат, который позволяет использовать все системы комплекса вооружения без запуска основного двигателя. Предусмотрено и резервный электроагрегат, и резервный кондиционер. А стоимость такой машины значительно меньше, чем стоит «Булат».

К этому стоит добавить некоторые общие характеристики Т-64, в частности сказать о том, что это единственная машина, которая преодолевает водную преграду фактически без подготовки. Например, Т-72 для этого необходимо готовить более часа. При одинаковом уровне защиты Т-64 на 3,5 тонны легче «семьдесятдвойки». Есть и другие преимущества танка украинского производства. Но конкуренты, разумеется, об этом молчат. Странно, что не хотят видеть этого и некоторые из наших чиновников. А при таких условиях завоевать место модернизированной «шестьдесятчетверке» на консервативном, по сути, рынке вооружения сложно.

Пожарный гигант-универсал

В рассказе о новинках коллектива «Харьковского бронетанкового ремонтного завода» достойно внимания еще одно их детище - пожарный танк. Напомню, сейчас основной гусеничной пожарной машиной, находящейся на вооружении Вооруженных Сил Украины, является ГПМ-54, разработанная на базе танка Т-54 и принятая на вооружение еще в 1980-м. Применение этой машины во время печально известных событий на военных арсеналах в Новобогдановке и Лозовой обнаружили серьезные недостатки во время ее эксплуатации в экстремальных условиях. В частности, пожарные подвергались значительной опасности. Вот и встал вопрос о разработке и изготовлении нового образца пожарного танка. В тендере на производство универсальной специальной пожарной машины победил проект харьковских танкоремонтников. Вскоре харьковчане предложат рынку два варианта такой спецмашины: военный и гражданский.

Военный - уже на ходу. Эта машина - пожарный гигант. Так, пожарный танк нового поколения, изготовленный на базе Т-64, имеет модульную конструкцию, что позволяет не только использовать широкую гамму вариантов исполнения в пределах семейства, но и проводить монтаж оборудования под конкретную задачу.

ГПМ-64 оснащена комбинированной лобовой броней, боковые борта и корма тоже могут защитить экипаж от осколков и теплового излучения пожара. Увеличена и толщина дна машины. Силовая установка ГПМ-64 - это модернизированный двигатель 5ТДФ. Он имеет улучшенные пусковые характеристики, а также систему запуска в сильно задымленной местности. Резервуар ГПМ-64 вмещает 25 кубов воды. Эта машина предназначена для работы именно на арсеналах и складах, где вероятны поражения корпуса обломками.

Другой вариант пожарной машины нового поколения будет иметь новое шасси, будет вмещать 28 кубов воды и будет вооружен мощным насосом. Машина будет выдавать в направлении пожара 150 литров воды в секунду на расстояние 200 метров. При такой мощности насоса вода струи имеет режущее свойство. И разработчики пожарной машины предлагают дистанционное управление ею на расстоянии до 5 километров. Правда, это существенно увеличит ее стоимость - примерно на 600 тысяч долларов. Но безопасность людей того стоит. Такая машина может работать в районах ядерных аварий, возле горящих нефтяных скважин. Харьковчане будут вести работу над усовершенствованием машины и дальше, модернизируя ее под индивидуальные заявки заказчиков.

P.S.

В арсенале харьковских танкоремонтников есть и другие технические новинки бронемашин, много проектов. Но может случиться так, что многолетняя работа целого коллектива высокотехнологичного производства покажется «холостой». Но не потому, что технические расчеты оказались ошибочными. Причины гораздо банальнее...

За последние пять лет коллективу завода удалось не только удержаться на плаву рынка, но и перерасти от ремонтника до разработчика. Активы предприятия возросли почти на 90 процентов. Все работы по разработке и производству новых и модернизированных образцов техники выполнены за счет предприятия. Коллектив завода в составе 260 человек только в прошлом году заплатил налогов и обязательных платежей в госбюджет на сумму свыше 16,5 млн грн.

Не надо быть экономистом по специальности, чтобы осознавать: когда попадает под оптимизацию предприятие, засевшее на финансовой мели, это понятно, но когда это рентабельный, прогрессирующий завод, должен возникнуть вопрос - почему!?

Сейчас для коллектива не так важно под управлением какой структуры будет функционировать предприятие. Людей больше интересует, сохранится ли его специализация и завод в целом.

Ad blocker interference detected!

Відвідайте інші вікіпроекти на Вікія!

Випадкова вікі